Вся Гора Афон с сонмом святых храмов и обителей являет в себе на земле отражение небесного свода с его мириадами светил; являет в себе один слитный, немеркнущий в продолжение веков и тысячелетий для всего христианского миpa светочь. Святой Афон горит, как негасимая всемирная лампада пред Богом, и теплится вековечно, как незатухающее всемирное кадило, в воню благоухания от возношения к Богу всецерковного молитвенного духа. Афон есть единый благолепнейший храм Единого Превысочайшего Бога.

Афон сохранил в чистейшей неприкосновенности уставы отшельничества, и пустынножи тельства, и общежительства, и особых родов подвижничества, завещанных древними отцами: пустынниками, отшельниками, молчальниками, столпниками, затворниками, всякими подвижни ками древних иноческих обителей Египта, Ливии, Сирии, Персии, Византии, Эллады. Афон и сам развил уставы монастырского жительства до щирочайшей полноты, развил усилением подвигов, подвижнических требований, правил и заветов своих собственных подвижников, пост ников, затворников, молчальников и всякого рода усердных молитвенников.
 

Мы с вами совершим паломничество по основным монастырям и скитам Афона. Конечно, впечатление, полученное только от визуального путешествия, никогда не заменит настоящих страннических трудов. Но даже такое мысленное прикосновение к величайшим святыням Афона способно наполнить наши сердца благодарной радостью.

 

Издревле на Афоне существовало многообразие форм иноческого жития. Есть здесь и большие общежительные монастыри — «киновии», и скиты, принадлежащие этим монастырям. До недавнего еще времени существовали идиоритмические (своекоштные) монастыри, которые теперь преобразованы в киновии. Немало на Афоне и келиотов. Они живут небольшими братствами, состоящими всего лишь из 2—3 монахов. Иногда, правда, их число достигает десяти. Есть и анахореты - пустынники, и странствующие монахи — «сиромахи».

Каждый из 20 монастырей имеет статус патриаршей ставропигии. Со статусом монастыря на Афоне сопряжены исключительные имущественно - правовые привилегии. Создание новых монастырей запрещено.

«Правящие» монастыри в порядке официальной святогорской иерархии:

    1. Великая Лавра (Μεγίστη Λαύρα)
    2. Ватопед (Βατοπέδι или Βατοπαίδι)
    3. Иверский (Ιβήρων)
    4. Хиландар (Χιλανδαρίου)
    5. Дионисиат (Неа Петра) (Διονυσίου)
    6. Кутлумуш (Κουτλουμούσι)
    7. Пантократор (Παντοκράτορος)
    8. Ксиропотам (Ξηροποτάμου)
    9. Зограф (Ζωγράφου)
    10. Дохиар (Δοχειαρίου)
    11. Каракал (Καρακάλλου)
    12. Филофей (Φιλοθέου)
    13. Симонопетра (Σίμωνος Πέτρα или Σιμωνόπετρα)
    14. святого Павла (Αγίου Παύλου, Agiou Pavlou)
    15. Ставроникита (Σταυρονικήτα)
    16. Ксенофонт (Ξενοφώντος)
    17. Григориат (Οσίου Γρηγορίου)
    18. Эсфигмен (Εσφιγμένου)
    19. Пантелеимонов (Αγίου Παντελεήμονος, или Ρωσικό)
    20. Констамонит (Κωνσταμονίτου)

Помимо монастырей по всей Святой Горе разбросаны 12скитов (зачастую крупные поселения, ничем, кроме формального статуса, от монастырей не отличающиеся), а также: кельи (в русской литературе обычно именовались «келейные обители» — обширные монашеские поселения с возделываемым участком земли), каливы (поселение без земли), кафисмы (одиночные поселения, обычно близ материнского монастыря), исихастерии (в них подвизаются те, кто стремятся к полному уединению, иногда в пещере). Последних много на юге полуострова и в местности Карулья.
Принципиальное отличие от монастыря всех прочих поселений — отсутствие у них прав на земельную собственность, что ставит их в прямую зависимость от монастыря, которому принадлежит их земля.
До начала 1990-х монастыри на Афоне были как общежительными (в которых монахи живут на общем монастырском довольствии), так и штатными (особножительными). После перевода в 1992 г.Пантократора на общежитие все монастыри стали общежительными. Однако многие скиты по-прежнему остаются особножительными.

Своё паломничество мы начнём по западному побережью Афона.

Первая обитель, которую мы посетим это - Зограф.

До Святой Горы паломники и иноки обычно добирают- ся морским путём. Двухпа- лубный паром ежедневно курсирует от порта Урано- полис до пристани Дафни на Афон и обратно. У многих монастырей есть свои небольшие пристани и причалы, куда можно попасть на небольшом баркасе или лодке.
 

Афонская арсана (пристань) есть и у болгарского монастыря Зограф.

Отсюда до монастыря идти около полутора часов. Как только отплывёт и скроется паром, здесь наступает тишина. Афонская повседневность, сотканная из наполненных тишиною молитвенных пауз, зовёт прибывающих паломников познать через них прекрасную строгость и безмолвную красоту потустороннего.

Обитель Зограф основана в начале X века тремя братьями царского рода из Охриды Болгарской. Они ожидали знака от Господа, какому святому посвятить монастырь. В 919 году на доске, подготовленной для иконописи и стоявшей в притворе храма, утром сам собой появился образ святого великомученика Георгия.

 
В тоже время в Фануиловом монастыре в Каппадокии древняя икона вмч. Георгия превратилась в пустую доску. Настоятелю Фануилова монас тыря во сне явился св. Георгий и поведал, что уходит на Гору Афон к инокам,обращающим к нему свои молитвы. Узнав о появлении иконы, насельники и гости Афона пришли поклониться образу.
Недалеко от монастыря нахо- дится пещера преподобного Космы Зографского (1323 год) и келия, к которой ныне ведут каменные ступени. Святой Косма долго молился перед иконой Пресвятой Бого- родицы, названной впослед- ствии "Услышательница".

Уступив его усердным молитвам, Божия Матерь во время чтения им канона обратилась к Младенцу Христу, Которого держала на руках и просила дать смиренному Косме желаемое наставление. В ответ Младенец Христос повелел Косме уйти в горы, в отдалённую Афонскую пещеру, где тот впоследствии и подвизался до конца земных дней.

Из истории Зографского монастыря известен и ещё такой чудесный случай. Один инок, ежедневно читая акафист: "Радуйся, Невесто Неневестная", услышал: "Радуйся и ты, старче, ибо ты удостоен чести предупредить свою зографскую братию: кто готов принять мученический венец , пусть остаются в обители, а остальные - бегут". Вслед за старцем и икона Божией Матери, названная впоследствии "Предвозвестительница" или "Акафистная", пришла в монастырь, несомая ангелами. Оставшихся в монастыре 26 монахов сожгли латиняне. На месте пожарища нетленною сохранилась икона "Предвозвестительница". Через год (в 1277 году) во время панихиды на пепелище опустились с неба 26 лучей света.

Когда паломники заходят в любой греческий (в том числе и афонский) монастырь, первым делом они попадают в привратное помещение, так называемый архондарик. Там всегда дежурит монах — архондаричный. По афонскому обычаю, архондаричный прежде всего предлагает вам подкрепление — стакан холодной воды, кусочек рахат-лукума (или ложечку варенья), стопку ароматной виноградной водки — раки и чашечку сладкого кофе. Это непреложный закон. Этот набор подается путнику всегда, в любое время года, как в скоромные, так в постные дни, кроме разве Великой пятницы. И только после этого начинается разговор.

Если вы остаётесь в монастыре на ночь, вам предлагают записаться в толстой гостевой книге — имя, фамилия, имя отца, год рождения, вероисповедание, страна и город, профессия. Вечером одно из любимых развлечений афонских паломников — читать гостевую книгу и искать там земляков и знакомых. Всякий раз, найдя знакомое имя, радуешься, как будто вживую встретил близкого человека.

Следующий монастырь, который мы посетим, это - сербский монастырь Хиландар.

 
Монастырь Хиландар осно- ван в X веке. К середине XII века пришёл в запустение. В 1198 году Византийским императо- ром Алексием III монас- тырь был отдан "в вечное владение" Сербии. Хилан- дар внёс славянский дух в Афонские обители, где богослужения начали совершать на славянских языках.

Главная святыня - икона Божией Матери "Троеручица", находив- шаяся в VIII-XIII веках в палестин- ской лавре св. Саввы Освященного. Этот образ вместе с пастырским жезлом св. Саввы был дарован св. Савве Сербскому по слову св. Иоанна Дамаскина, за пять веков предсказавшего приезд Саввы Сербского в лавру св. Саввы. Святой Иоанн Дамаскин был из мести оклеветан императором - иконоборцем перед Дамасским князем, и тот приказал отрубить святому десницу. Невинный стра- далец испросил себе отсеченную кисть и, приложив её к ране, со слезами молился Божией Матери об исцелении, чтобы продолжать защищать Православие.
 

В тонком сне Богоматерь явилась страдальцу и исцелила его, повелев продолжать труды. Изумлённый милостью Богородицы, преподобный Иоанн вычеканил серебряное изображение руки и приложил к Её иконе, которая стала именоваться "Троеручицей". Святой удалился в лавру преподобного Саввы Освященного, взяв с собою чудотворную святыню. По откровению Богоматери, в Хиландарском монастыре она пребывает над игуменским местом, являясь Настоятельницей обители.

Разрешение (диамонитирион) на пребывание на Афоне выдают на четыре дня. Эти четыре дня паломник может находиться на Святой Горе и пользоваться гостеприимством любого монастыря. Дольше можно остаться, если один из монастырей поручится за паломника перед Кинотом (правительством монашеской республики) и согласится принимать его в качестве монастырского гостя.

От монастыря Зограф до следующего ближайшего монастыря идти 2,5 километра.Это греческий монастырь - Констамонит.

Перед глазами открывается восхитительная картина: слева растилаются просторы зелёных долин, правильных квадратов виноградников и холмистых возвышенностей, покрытых буйною растительностью южных лесов и кустарников.
 

А за всем этим царством зелени и полных жизни красок земли сверкает и искрится прекрасное, лазурное, чуть колыхающееся море, обнесённое сплошь рамою берегов.

Монастырь Констамонит посвящен святому первомученику Стефану. Согласно раннему преданию, основателем монастыря был Император Константин Великий. После кончины Императора, его сын Констанс завершил начатое отцом дело. Возможно, Констамонит задуман как Епископейя - небольшой монастырь, в котором размещалась резиденция местного епископа и катехизаторский центр для греков, обращавшихся в Христианство.

Собор, посвященный святому Стефану, был возведен в 1860 - 1871 годах. В нем разместились еще четыре храма. За монастырскими воротами стоят еще пять небольших храмов и часовен. Кроме того у Констамонита есть келии в Карее. В монастыре имеются три чудотворные иконы: Богородица "Портаитисса", с которой связано чудо, случившееся по предстательству Матери Божией с игуменом монастыря Симеоном, когда он в 1872 - 76 годах ездил в Россию собирать пожертвования; вторая икона - образ святого Стефана, чудесным образом прибывшая в монастырь из Иерусалима в эпоху иконоборческих гонений; третья икона - Богородица "Антифонетрия" ("Дающая ответ"). Иноки рассказывают, что однажды, в праздник святого Стефана, брат, отвечающий за кладовые, с беспокойством заметил, что в монастыре почти не осталось масла. Матерь Божия откликнулась на его просьбу и наполнила маслом большой кувшин, стоявший под Ее иконой. Этот кувшин до сих пор показывают паломникам.

Вся внутренняя афонская жизнь — бытие совершенно особенное, по сути своей такое же, как во времена Византии — без электричества, без машин... Подсчет времени тоже византийский. Полночь — это закат, и всё остальное время отсчитывается от заката. И каждый месяц часы подводятся, потому что каждый месяц закаты приходятся на разное время. При этом в разных монастырях время различается, потому что одни находятся ближе к морю, другие — высоко в горах и солнце видно немного по-разному. Вообще же время на Афоне будто бы неподвижно.

 

Главный афонский звук — это стук била — широкой дере- вянной доски, похожей на двухлопастное весло, с которой монах-канонарх в длинной мантии обходит весь монастырь перед службой, деревянным молотком высту-кивая по ней ритмичную дробь. Монахи говорят, что стук напоминает людям о талантах, данных им Господом, и о том, что их пора вкладывать в дело — в молитву — и приумножать. Даже сам стук по доске как бы складывается в

слово талант:«То талантос, то талантос, то тала-тала-талантос!» Кто однажды слышал эту дробь, тот, наверное, уже никогда не забудет её. По афонскому преданию, именно так Ной созывал всех — и людей и животных — в свой спасительный ковчег перед потопом.

Обойдя монастырь, канонарх выстукивает таланты по большому деревянному билу, подвешенному перед входом в храм, а затем бьет в железную скобу или колокол, висящие там же. Начинается бого- служение — основная единица измерения афонского времени. Времени — главное предна- значение которого — умножать данные тебе таланты, пока еще не поздно, чтобы в срок вернуть их милосердному и любящему Господину.

 

Дальше мы отправимся...

на гл. стр...